Правила начисления

Как производится расчет платы за коммунальные услуги по показаниям приборов учета в период изменения тарифов: разъяснения Минстроя России.

Минстрой России напомнил, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, рассчитывается исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, а именно: объем потребленного коммунального ресурса за месяц умножается на соответствующий тариф (письмо Минстрой России от 9 апреля 2019 г. № 12560-ОО/04).

Показания коллективного (общедомового) прибора учета снимаются с 23-го по 25-е число текущего месяца. При этом расчеты за объем потребленного коммунального ресурса ведутся не за календарный период (с первого по последнее число месяца), а за расчетный период (период между снятиями показаний приборов учета). Дробление показаний приборов учета по дням, принадлежащим разным календарным месяцам, законодательством не предусмотрено.

Таким образом, расчет, например, за январь 2019 года (то есть за объем, потребленный фактически с 25 декабря 2018 года по 25 января 2019 года) будет осуществляться с учетом тарифа, установленного с 1 января 2019 года.

Информация по начислению и корректировке размера платы за услугу по отоплению гражданам

В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 14.07.2016 г. № 211-п «О способе оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Новосибирской области», с 01.07.2016 г. оплата коммунальной услуги по отоплению на территории Новосибирской области осуществляется равномерно в течение календарного года, в порядке определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила).

Таким образом, при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии, расчет платы осуществляется весь год исходя из среднемесячного объема потребления за предыдущий год (по 1/12 от годового потребления по показаниям общедомового прибора учета). При этом один раз в год производится корректировка платы с учетом показаний общедомового прибора учета. Такая корректировка производится в первом квартале года, следующего за расчетным годом по формуле 3(4) Правил:
Pi = Pkpi - Pnpi,
где: Pkpi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, потребленную за прошедший год в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме;
Pnpi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленный за прошедший год потребителю в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год.

Пример:
  • общая площадь помещений в многоквартирном доме 2586,2 кв.м.;
  • показания общедомового прибора учета за 2017 год составили 499,654 Гкал;
  • начислено собственникам помещений за тепловую энергию для нужд отопления 624 649,74 рубля;
  • показания общедомового прибора учета за 2018 год составили 666,707 Гкал, размер платы за тепловую энергию по показаниям общедомового прибора 829 778,51 рубля;
  • сумма корректировки за 2018 год составила 205 128,77 рубля (829 778,51 руб. - 624 649,74 руб.);
  • размер доначислений на 1 кв.м. помещений составил 79,32 рубля (205 128,77 руб./2586,2 кв.м.).

Информация по начислению платы за ТКО (твердые коммунальные отходы)

В новосибирской области с 1 января 2019 года начала функционировать новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО). Между министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области и ООО «Экология-Новосибирск» 25 июля 2018 года заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО. В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с даты заключения Соглашения компании присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО в Новосибирской области. Все виды услуг по работе с ТКО оказывает региональный оператор «Экология-Новосибисрк».

Согласно пунктам 148(4) и 148 (5) Правил, при условии заключения договоров на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО между региональным оператором и управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, исполнителями коммунальной услуги по обращению с ТКО будут выступать соответствующие управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы; при условии заключения региональным оператором прямых договоров на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО с собственниками помещений - исполнителем коммунальной услуги будет выступать региональный оператор.

Тариф за услугу по обращению с ТКО утвержден департаментом по тарифам Новосибирской области приказом от 18.12.2018 № 769-ЖКХ и составляет 466,0 руб./куб.м., при нормативе накопления ТКО 2,38 куб.м. в год на 1 человека (ежемесячный размер оплаты составляет 92,42 рубля с одного проживающего).

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ДЕПАРТАМЕНТА ЭНЕРГЕТИКИ, ЖИЛИЩНОГО И КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА

1 января 2017 года, за исключением некоторых положений, вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», которое предусматривает существенные изменения в ряде правовых актов, в том числе:

1. С 01 января 2017 плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме включена в плату за содержание жилого помещения.
Исполнитель коммунальных услуг обязан производить начисления за объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества многоквартирного дома в размере, не превышающем норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Норматив потребления утвержден приказом Департамента по тарифам НСО от 15.08.2012 № 168-ЭЭ «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Новосибирской области» (в редакции приказа №134 от 07.07.2016).
С 01.06.2017 нормативы потребления в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Новосибирской области установлены:
по электрической энергии – приказом от 22.05.2017 № 216-ээ,
по холодной и горячей воде – приказом от 22.05.2017 № 215-в.

2. Пункт 47 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354) утратил свою силу. Таким образом, в случае возникновения отрицательной величины коммунальных ресурсов, образовавшаяся разница не будет распределяться на лицевые счета граждан.

3. Согласно пункту 44 Правил № 354, при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель.

4. Изменены сроки проведения проверки состояния прибора учета и достоверности представленных потребителями сведений о показаниях прибора учета:

4.1. Пункт 31 (е(2)) Правил № 354:
исполнитель обязан осуществлять проверку состояния индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета, а также распределителей в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения от потребителя заявления о необходимости проведения такой проверки в отношении его прибора учета.

4.2. Пункт 32 (г) Правил № 354:
исполнитель имеет право осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета (распределителей), установленных в жилых помещениях и домовладениях, путем посещения помещений и домовладений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета (не чаще 1 раза в месяц в случае установки указанных приборов учета вне помещений и домовладений в месте, доступ исполнителя к которому может быть осуществлен без присутствия потребителя, и в нежилых помещениях);

4.3. Пункт 82 Правил № 354:
исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители). Данные проверки должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.

5. В новой редакции Правил № 354 предусмотрен пункт 56(2), согласно которому, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

6. В случае выхода из строя индивидуального прибора учета (утраты, истечения межповерочного интервала) и при недопуске потребителем представителей ИКУ для проверки состояния прибора учета (начиная с 4-го расчетного периода и до даты составления акта проверки) плата за коммунальную услугу рассчитывается исходя из нормативов, с применением повышающего коэффициента 1,5, а в случае непредставления сведений о показаниях приборов учета - без применения повышающего коэффициента.

Обращаем особое внимание, что для исполнителя коммунальных услуг устанавливается ответственность за нарушение порядка расчета платы за коммунальную услугу. Согласно пункту 155 (1) Правил № 354, в случае нарушения порядка расчета, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителе

Уважаемые собственники и наниматели помещений!

Обращаем Ваше внимание, что действующим законодательством Российской Федерации установлены меры по усилению платежной дисциплины граждан – потребителей, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена законная неустойка за просрочку оплат (пеня). При этом, повышение размера ставки пени дифференцировано по срокам: в зависимости от периода задолженности ставка пени возрастает с 1/300 до 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2016 года и распространяются на все категории граждан – как собственников, так и нанимателей жилых помещений, вне зависимости от условий ранее заключенного договора об оказании коммунальных услуг, где устанавливалась ставка пени 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент возникновения задолженности, за каждый просроченный день.

На основании вышеизложенного, в целях исключения дополнительных затрат на оплату законных неустоек (пени), необходимо своевременно и в полном объеме производить оплату за жилое помещение и потребленные коммунальные ресурсы ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (часть 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Памятка об алгоритме начисления платы жителям за холодное и горячее водоснабжение

Порядок начисления платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее Правила).
В соответствии с Правилами размер платы за холодную воду, горячую воду, водоотведение, потребленные в жилом помещении, рассчитывается по показаниям индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии исходя из норматива потребления и количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.

Далее приведены примеры начисления платы за потребление в жилом помещении:

1. Многоквартирный дом с централизованным горячим водоснабжением

1.1. Потребление за месяц по квартирным счетчикам составило 5 куб.м холодной воды и 3 куб. м горячей воды.
Размер платы за воду и стоки, потребленные в жилом помещении, составит:
- холодная вода 5 куб. м х 17,68 руб./куб. м (тариф для МУП «ГВК») = 88,40 руб.
- горячая вода 3 куб.м х 103,10 руб./куб м.(тариф для ОАО «СИБЭКО») = 309,3 руб.
- стоки (5куб.м.+3куб.м.) х 13,57руб./куб м. (тариф для МУП «ГВК») = 108,56 руб.

1.2. Жилые помещения (в том числе общежития квартирного типа) с холодным и горячим водоснабжением, канализованием, оборудованные ваннами длиной 1500 - 1700 мм, душами, раковинами, кухонными мойками и унитазами. Техническая возможность установки приборов отсутствует (что подтверждено соответствующим актом). Нормативы потребления на холодную и горячую воду утверждены приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 16.08.2012 № 170-В:
- холодная вода 5,193 куб. м (норматив) х 3 чел. х 17,68 руб./куб. м = 275,44 руб.
- горячая вода 3,687 куб.м х 3 чел. х 103,10 руб./куб м. = 1140,39 руб.
- cтоки 8,88 куб.м.(норматив) х 3 чел. х 13,57 руб./куб м. = 358,25 руб.

1.3. В случае наличия технической возможности установки квартирных счетчиков, в соответствии с Постановлением правительства от 29.06.2016г. № 603 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» с 01 июля 2016г. при расчете размера платы за холодное и горячее водоснабжение применяется повышающий коэффициент, величина которого принимается равной 1,4, а с 01 января 2017г. - 1,5.
- холодная вода 3чел. х 5,193 куб. м (норматив) х 1,5 х 17,68 руб./куб. м = 413,16 руб.
- горячая вода 3чел. х 3,687 куб. м х 1,5 х 103,10 руб./куб. м = 1710,58 руб.

2. В многоквартирном доме отсутствует централизованное горячее водоснабжение - дом оборудован индивидуальным тепловым пунктом (бойлером). В этом случае стоимость горячей воды складывается из двух составляющих: стоимости холодной воды, использованной на нужды горячего водоснабжения, и стоимости подогрева.
Расчет за объем холодной воды, потребленной на нужды горячего водоснабжения, производится с поставщиком холодной воды, а за подогрев воды - с поставщиком тепловой энергии.

2.1. Размер платы составит (исходные данные подпункта 1.1.):
- холодная вода, в том числе использованная на нужды горячего водоснабжения, (5 + 3) куб. м х 17,68 руб./куб. м = 141,44 руб.
- подогрев горячей воды 3 куб.м х удельный расход тепловой энергии на подогрев 1 куб. м. х 1268,58 руб./Гкал (тариф для ОАО «СИБЭКО»).
Удельный расход тепловой энергии – расчетная величина количества тепловой энергии, необходимого для подогрева 1 куб. м холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Правилами определены требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (раздел ).
Температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать СанПиН 2.1.2496-09 (не ниже 60˚С независимо от системы теплоснабжения). При снижении температуры горячей воды в точке водоразбора ниже 40˚С, оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры, соответствующей требованиям законодательства:
- в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C;
- в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C
В случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации.
Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.
Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату проверки для установления данного факта. По результатам проверки составляется акт, в котором указываются выявленные нарушения параметров качества, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. Данный акт является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги. Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги, то определяются дата и время проведения повторной проверки качества коммунальной услуги с участием приглашенных исполнителем представителей государственной жилищной инспекции Российской Федерации, представителей общественного объединения потребителей. В этом случае в акте проверки должны быть указаны дата и время проведения повторной проверки.
Акт повторной проверки подписывается помимо заинтересованных участников проверки также представителем государственной жилищной инспекции в Российской Федерации и представителем общественного объединения потребителей.

Порядок начисления платы гражданам за коммунальные услуги, в том числе и на общедомовые нужды

С 01.01.2017 в соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации начисления за объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды включены в структуру платы за жилое помещение, изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 внесены постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498.
В соответствии с п. 9.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Нормативы потребления на общедомовые нужды в г. Новосибирске утверждены уполномоченным органом – департаментом по тарифам НСО.
До 01.06.2017 действовали нормативы, установленные:
- по электрической энергии – приказом от 15.08.2012 № 168-ЭЭ,
- по холодной и горячей воде – приказом от 16.08.2012 № 170-В.
С 01.06.2017 нормативы потребления в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Новосибирской области установлены:
- по электрической энергии – приказом от 22.05.2017 № 216-ээ,
- по холодной и горячей воде – приказом от 22.05.2017 № 215-в.
Нормативы по электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме дифференцируются в зависимости от проведенных мероприятий по энергосбережению, от оборудования, установленного в многоквартирном доме, наличия лифтов.
Норматив по холодной воде в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме одинаков для всех многоквартирных домов и составляет 0,023 куб. м на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.
Норматив по горячей воде в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме одинаков для всех многоквартирных домов и составляет 0,021 куб. м на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.
Норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением составляет 0,044 куб. м на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.
Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, применяемая для расчета платы за холодную и горячую воду, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны.
В общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества, применяемую для расчета платы за электрическую энергию на содержание общего имущества, дополнительно включаются технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное, обслуживающее более одного жилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование). Управляющие организации, используя данные технического паспорта дома, должны согласовать площади помещений в многоквартирном доме с ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с разъяснениями Министерства строительства и жилищно -коммунального хозяйства Российской Федерации, письмо от 14.02.2017 № 4275 -АЧ/04, размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Собственники для изменения способа расчета вправе принять решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме о распределении между потребителями объемов потребления холодной воды, горячей воды, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, но не выше объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из установленного норматива потребления.

Повышающие коэффициенты

С целью стимулирования потребителей устанавливать приборы учета коммунальных ресурсов законодательством определено, что при наличии технической установки общедомовых и индивидуальных приборов учета начиная с 01.01.2015 к действующим нормативам потребления должны применяться повышающие коэффициенты к «базовым нормативам»:

  • с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,1;
  • с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 1,2;
  • с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1,4;
  • с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1,4;
  • с 2017 года - 1,5.

В приказе департамента по тарифам об утверждении норматива потребления на ОДН по электрической энергии от 15.08.2012 № 168-ЭЭ указаны «базовые» нормативы (без повышающего коэффициента) и с учетом повышающих коэффициентов. С 1 января 2015 г. по электрической энергии применяются повышающие коэффициенты – если в МКД (или квартире) имеется техническая возможность установки прибора учета, но он не установлен.

По холодной и горячей воде повышающие коэффициенты вводятся с 1 апреля 2015 г. ( внесены изменения в приказ департамента по тарифам от 16.08.2012 № 170-В приказом от 19.03.2015 № 41-в).